1. ЭКСПОЗИЦИЯ «МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ»

ЭКСПОЗИЦИЯ «МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ»

Вход в мифологическое время открыт каждому, кто способен отвлечься от обыденности и уловить ритмы ночного неба, пляшущего огня, собственного дыхания. В этом времени когда-то звучали первые человеческие слова, рождались искусства и религии. На музейной сцене сошлись культовые образы из разных уголков обширного угорского мира. Экспозиция представляет мифологический путь, который кому-то покажется восхождением, кому-то – замкнутым кругом или лабиринтом. Так и течет мифологическое время. Его ритмы семиричны и экспозиция состоит из семи частей:

Колыбель – миг сотворения мира и человека.

Игра – путь от детской игры к взрослому ритуалу.

Времена года – сезоны традиционного календарного круга.

Святилище – картина священного пространства таежного Приобья.

Небесный Всадник – образ бога и культурного героя Мир-сусне-хума.

Когтистый старик – медвежий миф, ведущий из лесной чащи к танцевальному дому.

Шаман – шаманское мировидение, сочетающее образы музыкального мыса, светлого чума и избранников духов.

Читать далее
2. СУМКА ТУТЧАН

СУМКА ТУТЧАН

Первый взрослый предмет, к которому привыкает рука девочки – игла. День, когда девочка впервые осознано, берет иглу в руки, становиться маленьким женским торжеством. Бабка или мать изготовляют ей игольницу и сумку для шитья.  Умение обращаться с иглой и наперстком в большей степени определяли готовность девушки к замужеству. В возрасте невесты  девушке положено иметь несколько меховых сумок, игольниц с наборами игл и прочими заготовками для рукоделия. На свадьбе особую роль играет сумка-тутчан. При переезде из дома отца в дом мужа невесту укладывают на отдельную нарту, ее вещи на другую. Лишь один предмет, помимо одежды, принято иметь при себе – меховую сумку-тутчан. В швейной сумке, рядом с иглами и нитями женщина хранит свои амулеты и предметы для очистительного окуривания.

Читать далее
3. ГОЛОВОЛОМКА

ГОЛОВОЛОМКА

Осмысление мира начинается с игры. Прежде чем стать взрослым дети играют во взрослых. В угорских сказаниях сила богатыря, его мужская зрелость определялась по умению смастерить богатырский лук и натянуть на него тетиву. Игра – удел сильного, того, кто стремиться стать сильным. И не только телом, но и разумом. Хитроумные игры-загадки, игры-притчи, игры-головоломки – испытания, которые предопределяют судьбу. Трудно сказать, где больше живет традиция в стариковых ритуалах или в детских играх.

Читать далее
4. КОРНЕВАТИК

КОРНЕВАТИК

Полуоседлый образ жизни нашел свое отражение в функциональной универсальности и практичности бытовой утвари хантов и манси. Рыбаки, охотники и оленеводы использовали легкие, удобные и не бьющиеся короба и мешки. Материалы, из которых выполнялась утварь, должны были быть прочными и гигроскопичными. Северные народы использовали в качестве сырья дерево, мех, рыбью кожу, бересту, кость, корни и прутья. Угры бережно укладывали вещи и продовольственные продукты в небольшие по объему, но вместительные коробки из корней кедра – корневатики, и отправлялись в дальний путь.

Читать далее
5. МЕШОК ИЗ РЫБЬЕЙ КОЖИ

МЕШОК ИЗ РЫБЬЕЙ КОЖИ

Предметы домашнего обихода северных народов изготавливались практически всегда из местных материалов и напрямую зависели от местных географических  условий и рода занятий. У жителей бассейна Оби и низовий ее притоков основным занятием было рыболовство, а в верховьях рек занимались главным образом охотой. Практиковалась сезонная рыбная ловля на Оби, куда выезжали на лето семьи, живущие по ее притокам. Они добывали рыбу не только для личных нужд, но и на продажу. 

Читать далее
6. БОГИНЯ ВУТ ИМИ

БОГИНЯ ВУТ ИМИ

Легенды гласят, что жила на земле Казымской своенравная женщина-богатырь, женщина-воин, младшая дочь Нум-Торума и Нярас най эквы.

Вут ими (Верховной реки женщина) или Касум най ими (Реки Казыма Великая женщина) ездила на упряжке из трех белых оленей, одевалась в белую ягушку и белый шелковый платок. Она может являться соболем или белогрудой кошкой, но главный ее образ это женщина в панцире из серебряных и латунных пластин. Облик и могущество легендарной богини-воительницы возродили миф о Сорни-най – Золотой бабе.

Читать далее
7. БОГАТЫРСКИЙ ШЛЕМ

БОГАТЫРСКИЙ ШЛЕМ

Мир-суснэ-хум (За миром смотрящий человек) – младший сын Неба и Земли, культурный герой обских угров. Его образ зримо и незримо присутствует  в каждом доме, его дом – вся Вселенная. Согласно угорским легендам он приносит людям перелетных птиц и гонит в реки косяки рыб. Для одних он вращает Землю, для других он сокрушает преграды и исцеляет недуги. К нему обращаются за помощью шаманы, его зовут на Медвежий праздник. Цветные, сшитые из лоскутов и кистей шаманские шапки-шлемы, по мансийской легенде происходят от собольей шапки-неведимки, которую бабка когда-то сшила Эква-Пырисю – сказочному герою, отождествленному с Мир-сусне-хумом.

Читать далее
8. ПРИКЛАД ЛОШАДКА

ПРИКЛАД ЛОШАДКА

Мир-сусне-хум – первочеловек, и младший из богов. Он воплощает в себе все, на что способны люди. На крылатом коне он объезжает землю и воду, наблюдая за порядком в мире. Осваивая разные земли, сын небес превращается в Золотого гуся, Огненного лиса, Ныряющую выдру. В образе Небесного всадника объезжает Землю на железном семиро-восьмикрылом коне. Небесный всадник выступает не только учителем людей и героем сказок. Он оберегает культовые места, тайники духов и душ. Знаком присутствия Мир-сусне-хума на священных местах манси являются металлические тарелочки, рог, жертвенное покрывало, бубенцы, халаты, шапки, пояса и изображение лошади. 

Читать далее
9. ШКУРА МЕДВЕДЯ В РИТУАЛЬНОЙ ПОЗЕ

ШКУРА МЕДВЕДЯ В РИТУАЛЬНОЙ ПОЗЕ

Медведь – младший брат человека, нарушивший клятву. Любимый сын дикой тайги, передающий ее настроение и волю. Богатырь, покрывшийся шерстью, выступает судьей клятвопреступлений человека, дающего «медвежью присягу» на лапе или морде зверя. Встретить медведя в лесу значит столкнуться с ушедшим из жизни родственником, его необходимо «пригласить» - добыть. В четь него устраивают Медвежьи игрища – большое торжество, проводимое в  ночное время. На него приглашают гостей и соседей, также на празднике присутствуют и родовые духи-хранители; их представляют актеры, исполняющие песни и танцы.   

Читать далее
10. БУБЕН

БУБЕН

Посредник между людьми и богами, шаман вхож во все сферы Вселенной, говорит на всех языках: зверином, древесном, человеческом; духовная сфера для него не менее реальна, чем мир осязаемых вещей. По представлениям угорских народов, шаманскую судьбу новорожденному предсказывает богиня Калтащ. Шаманскую силу избранник получает от Мир-сусне-хума, слывшего «первошаманом». Путь шамана мучителен и тревожен. Шаман одновременно может быть и предсказателем и целителем он наделен способностью предвидеть, предугадать, предчувствовать, предсказать.

Читать далее